?

Log in

No account? Create an account

We Are Night People - Classix Nouveaux & Sal Solo (Part I)

« previous entry | next entry »
Apr. 7th, 2007 | 02:07 am

Британская «новая романтика», если брать временные рамки, оказалась направлением довольно скоротечным, продержавшись на западной музыкальной сцене всего пару-тройку лет — однако хронометраж в данном случае никак не может адекватно отразить степень её влияния на дальнейшее развитие музыки. Но «новая романтика» не только оказала это огромное влияние, но и вынесла на сцену вполне многочисленную когорту исполнителей. Это были очень разные ансамбли — и по имиджу, и по музыке, и особенно по уровню своего успеха у публики. Кто-то всё сделал правильно и не забыт до сих пор, у кого-то возникли сложности объективного или субъективного характера, в результате чего их имена ныне известны только большим поклонникам музыки 80-х. Ниже будет рассказ о коллективе, который, к огромному сожалению, попадает именно во вторую категорию, — о группе CLASSIX NOUVEAUX.

Водительствуемая бритоголовым красавцем Салом Соло, талантливым певцом, сочинителем и музыкантом, она какое-то время имела довольно широкий резонанс в Британии и различных других странах мира, однако так и не смогла выйти к статусу суперзвёзд. При том, что записанные ими три пластинки, хоть и звучат сейчас типичными продуктами 80-х, представляют собой вполне своеобразную музыку, в которой электронные новинки достаточно интересным образом соединены с традиционным для рок-музыки инструментарием, к ней приложены очень неплохие тексты, а оригинальное звучание музыки усилено великолепной вокальной подачей. И пусть группа не была оценена широкой публикой в своё время, да и сейчас в её адрес то и дело раздаются колкости и язвительности — интерес к её музыке и к ней самой переживает в последнее время своеобразный ренессанс, поэтому проследить творческий путь «Новых классиков» представляется весьма интересным, даром что он, путь этот, сам по себе увлекателен и необычен. Итак,

«Этот квартет позёров, предводительствуемый певцом и мультиинструменталистом Салом Соло, применял как синтезаторы, так и привычные для рок-музыки инструменты (гитара, бас, барабаны, саксофон) для создания талантливого, хотя довольно-таки бессодержательного танцевального рока, который в их исполнении отличался крайней претенциозностью, но, в то же время, не лишён был и привлекательности» — «Trouser Press».


CLASSIX NOUVEAUX появились летом 1979-го, однако начать следует немного ранее. Прежде всего, была такая лондонская панк-группа X-RAY SPEX. Группа довольно известная и популярная, всего за полтора года сумела она выпустить пять синглов, которые все попали как минимум в «Тор-50», а также альбом «Germ Free Adolescents», сейчас критиками вносимый в число десяти лучших британских панк-альбомов. Однако, как и большинство коллективов первой панк-волны, она долго не протянула, и уже весной 1979-го протянула ноги — вокалистка Поли Стерин увлеклась буддизмом и оставила коллег, так что остальные музыканты, количеством четыре штуки, остались не у дел. Но совсем завязывать с музыкой им не хотелось, так что они разместили объявление в музыкальной прессе (конкретнее, в газете «Melody Maker») о поиске вокалиста, который при этом мог бы ещё и писать песни. И вот однажды на прослушивание пришел странный челодой моловек по имени Сал Соло, видный, статный и эксцентричный до бритоголовости. здесь можно, гыгыкнув, отметить, что отродясь странный молодой человек звался Чарльзом Питером Смитом, а Сал Соло — это в реальности был «cтарый добрый кровожадный, плетущий интриги, мстительный параноик» и кузен Хана Соло (вы, конечно же, поняли, что речь идёт о «Звёздных войнах») Он до этого выступал в пауэрпоп-группе THE NEWS, сумевшей выпустить великолепный сингл «Blue Thru», но популярности не обретшей. Мнения о нём у бывших SPEX'ов разделились надвое, группа раскололась и, в результате, Сал Соло, БиПи Хардинг и Джек Эйрпорт решили работать втроём и назвали своё совместное предприятие CLASSIX NOUVEAUX («Новые классики»). То было время всеобщей увлечённости европейским шиком, техническим прогрессом и научной фантастикой, так что «выбором названия новый ансамбль как бы подчёркивал свою приверженность роковым традициям, поданным в современной электронной упаковке» (Н. Слинько). Роли распределились так: Хардинг — ударные, Эйрпорт — гитара, Соло — вокал, гитара и синтезаторы; а закруглил состав басист Мик Суини, работавший с Салом в THE NEWS, а затем успевший поиграть в группе Яна Норта NEO (кстати, в ней в своё время играл Робин Саймон, будущий гитарист ULTRAVOX).

Начинали репетициями, затем дали пробное выступление в одном из клубов района Бедфорд (Лондон), а три недели спустя, 23 августа 1979-го, состоялся их официальный дебютный концерт в тоже лондонском клубе «The Music Machine» (будущий «Camden Palace» Стива Стрейнджа и Расти Игана), на «разогреве» у панк-группы OPPOSITION. На афише было, кстати, написано «CLASSIX NOUVEAUX, бывшие X-RAY SPEX». Сентябрь и октябрь они провели в выступлениях в других клубах английской столицы — «The Nashville» и «Electric Ballroom», после чего их приметил Фалькон Стюарт, тогдашний менеджер ADAM AND THE ANTS (которые на тот момент ещё не изобрели «муравьиную музыку» и не стали британской группой №1). Результатом этого стали осенние гастроли CLASSIX в роли поддержки у Адама и компании. С начала 1980 наши герои часто появлялись в престижных клубах Лондона и постепенно, как вспоминал позже Соло, «создали себе аудиторию из панков, фанатов рокабилли и просто случайных людей».

Реальность достаточно долго расходилась с амбициями ансамбля, но упорный труд понемногу приносил дивиденды. Весной CLASSIX сделали четырёхпесенную запись для столичного «Capital Radio», которую регулярно ставил в эфир диск-жокей Ники Хорн. Внимание обратили представители отдела «артисты и репертуар» фирмы «United Artists», однако переговоры всё тянулись и тянулись, музыкантам это надоело и они решили сделать ход конём, выпустив в августе 1980-го самый яркий номер радиозаписи, «The Robots Dance» (на популярную в то время тему о грядущем порабощении людей роботами) через небольшую фирму «ESP Records». Сингл заявил о себе на клубной сцене Лондона, приобрёл широкий «культовый» успех и, как следствие, в конце сентября вошел в «независимый» хит-парад Британии, где пробыл три месяца и поднялся до представительной 22-й строчки.

Незадолго до его выхода в составе CLASSIX произошла первая смена гитариста — Джек Эйрпорт ушёл, а его место занял бывший участник одного из первых панковских ансамблей, ТНЕ EATER, Гари Стидман. С ним музыканты в сентябре выступали на первом фестивале «независимых» групп «Futurama» в Лидсе.

Осенью CN, продемонстрировавшие серьёзный успех в андеграундных кругах, при посредстве Стюарта заключили контракт с фирмой «Liberty Records», подразделением концерна «EMI», на которой в ноябре того же года был издан их второй сингл «Nasty Little Green Men» - на сей раз, о пришельцах, другой актуальной теме периода (а би-сайдом стала «Test Tube Babies», о «детях из пробирки», про искусственное оплодотворение типа). С ним команда впервые появилась на телевидении, в одной из программ канала «Thames TV».

К тому времени они уже достаточно высоко котировались на клубной среде — Сал позже вспоминал: «Мы очень удивились, когда в одной из музыкальных газет была напечатана статья о «неоромантиках», и нас упоминали в одном ряду с такими группами, как ULTRAVOX и JAPAN. На самом деле, у нас не было с ними ничего общего, за исключением склонности ярко одеваться и электронных акцентов в музыке. Те группы уже выпустили по два-три альбома, однако они слишком опережали события. Наше время пришло в 1981-м, когда все вдруг стали краситься, одеваться в глупые одежды и желали быть «новыми романтиками»!»

В феврале 1981 вышел новый сингл «Guilty». На оборотной стороне его поместилась программная пьеса того периода истории группы, «Night People» (написанная о «неоромантическом» движении, она дала вскоре название дебютному диску ансамбля, но сама в него не вошла). К синглу был снят видеоклип, представлявший собой «неоромантическую» вечеринку в каком-то заброшенном лондонском театре, и среди публики можно явственно разглядеть большого друга Сала по клубу «Блиц» — Боя Джорджа (возможно, это его первое появление на видео).

«Guilty» оказалась более «доступной» и мелодичной, нежели предыдущие релизы ансамбля, и даже проникла в эфир британских радиостанций, через что вошла в официальный хит-парад продаж! Казалось, всё идет к настоящему прорыву парней, но тут случилась досадная осечка — договорённое уже участие группы в популярнейшем телешоу «Top of the Рops» не состоялось из-за этого, что техперсонал передачи объявил забастовку, которая затянулась на шесть недель. А так как появление на «ТОТР» было в тогдашней Британии едва ли не самым мощным средством «продвинуть» сингл (при отсутствии широкой поддержки на радио), то эта осечка имела результат для «Классиков» не очень приятный — «Guilty» дошла лишь до обидной 43-й строчки в хит-параде.

В первой половине 1981 компания «EMI Records» издала в Англии пластинку «Silly Not to Terpsichore». Для того времени это была достаточно смелая попытка объединить в рамках одного альбома группы британской «неоромантики», японского технопопа и «новой немецкой волны». Можно думать, что это был ответ компании-мэйджора на предприятие независимого лейбла Стиво «Some Bizarre».

Для нас этот релиз интересен тем, что на него попали три номера, непосредственно связанные с CLASSIX NOUVEAUX. Первым из них был М.А.О., сольный проект Мика Суини, с песней «Friend for a Day». Инструментально это творение было вполне типично для основного ансамбля Мика, отличалось же великолепной, захватывающей синтезаторной мелодией и вообще более активным применением электроники, а также отсутствием фальцетного вокала Сала Соло (вообще по вокалу песня проигрывала основной группе Мика). Вторым проектом был дуэт AIRPORT AND DEAN, организованный Джеком Эйрпортом; его композиция «Blonde Darlings», в общем, довольно походила на песню М.А.О. Стоит заметить, что на протяжении 1981-1982 в «неоромантических» кругах было довольно много разговора об AIRPORT AND DEAN, парни выпустили пару синглов, хотя в реальные дивиденды (в виде чартовых позиций) всё это так и не вылилось. Закрывала же компиляцию (на тот момент уже) старая песня CLASSIX NOUVEAUX «The Robots Dance».

Сами музыканты в первой половине 1981 много гастролировали по Великобритании, совершив два тура, в которых оттачивали свое красочное театрализованное шоу. Первым из этих турне стало экспериментальное мероприятие — «2002 Review», в котором воплотилась идея Сала о том, чтобы собрать на одну гастроль молодые и многообещающие группы (это было своего рода возрождение традиции «сборных туров», начало которой положила в конце 1970-х независимая фирма «Stiff Records»). Так на британской рок-сцене дебютировали «готическая» группа Кирка Брэндона THEATRE OF HATE, роботизированный данс-проект SHOCK, авангардная электронная команда EYELESS IN GAZA и синтипоп-бэнд NAKED LUNCH.

Участием в этом действе CLASSIX NOUVEAUX заслужили восторги прессы, после чего отправились в изнурительный полномасштабный британский тур. На «разогрев» приглашали тогда ещё юных и только начинавших DEPECHE MODE (во времена-то были!), однако базилдонские молодцы отказались (что было довольно смело, ведь по своему положению в тогдашней иерархии новых «звёзд» CLASSIX находились куда выше «депешей»). Мартин Гор позже говорил, что участие в этом турне безвозвратно привязало бы группу к движению «футуристов», от принадлежности к которому они всё пытались отбрыкаться.

Однако с DM или без них, а турне состоялось и было очень успешно. Завершил его в мае концерт в знаменитом лондонском зале «Hammersmith Palais», который «разогревали» американские синтипопперы OUR DAUGHTER'S WEDDING. На излёте турне был выпущен ещё один сингл, бойкий рок-н-ролл «Tokyo» (здесь парни кривили бровь на японские технологические успехи), который большим хитом снова не стал и достиг только 67-й строки хит-парада. А в конце мая «Liberty» издала дебютный альбом CLASSIX NOUVEAUX — «Night People».

Материал к альбому готовился долго — первые песни стали записываться ещё в марте 1980-го, потом группа остаток года возвращалась к нему после многочисленных гастролей, пока, наконец, записи не были завершены в январе 1981-го. Продюсировал альбом лично Сал Соло, он же стал автором всего материала (хотя примерно половину из 11 песен диска написал в соавторстве со Суини). Он был выдержан в лучших традициях «неоромантической» музыки (хотя Сал заявлял, что «мы вообще-то не относим себя к «новым романтикам», хотя общая фантазийная канва нам очень по душе»), на нём музыканты в общих чертах прорисовали хоть и не уникальную, но вполне «свою» исполнительскую манеру — здесь и булькающий бас в духе Мика Карна (JAPAN), и готические синтезаторно-гитарные риффы, и героические вокальные пассажи Сала, сдобренные его же колоратурно-сопрановыми подвываниями способными порой пустить мороз по коже. Конечно, чувствовалось в музыке влияние таких ансамблей, как ULTRAVOX, VISAGE или JAPAN, однако музыканты смогли звучать вполне интересно, в основном за счет того, что в их творчестве синтезаторы не пользовались полным преимуществом, а уравновешивались вполне уверенным звучанием «традиционных» инструментов. «Холодное «футуристическое» звучание в сочетании с хрупкой романтикой дало результатом искусные поп-песни» (Н. Слинько), впрочем, нужно заметить, что основные характеристики звучания CN с тех пор от пластинки к пластинке менялись мало и кто знает, может быть, именно из-за подобной незыблемости группа так и не обрела успеха и известности, сравнимых с тем же самым у DURAN DURAN или SPANDAU BALLET.

Известность к квартету пришла вместе со своей обратной стороной: «высоколобая» рок-пресса не приняла его музыку. «Trouser Press» отозвался на пластинку так: «Пара приятных треков (особенно выделяется «Guilty»), достаточно мелодичных и прямолинейных, чтобы считаться песнями, в остальном же — пустые инструменталки и дурацкие научно-фантастические нарративы». «New Musical Express» был бескомпромиссен: «Атмосфера банальности проявляется в агонизирующей бездарности, пошлых текстах, стерильности, в общем, в беспробудном дилетантстве». «Модный» имидж и эклектичный танцевальный рок в духе «новых романтиков» вызвали разочарование у тех из критиков, кто возлагал надежды на молодую команду.

У ансамбля появились преданные поклонники, для которых мнение критиков не играло существенного значения, но вот широкие круги британских меломанов, кажется, были в своей оценке согласны с журналистами и «голосовать фунтом» за пластинку не спешили, так что «Night People» в британском хит-параде не продвинулся дальше 66-й строчки...

(продолжение следует)

Link |